Е.С. Бурмистров

 

Персональная история каждого человека

 

«… мы возвращаемся…

 к судьбам отдельных людей, каждая из

которых по определению

 «индивидуальна» и «уникальна» —

лишь бы нашелся историк,

желающий эти индивидуальность

 и уникальность выявить»

[1, С. 11]

«Часто … исторический персонаж, лишённый

своего голоса (и визуального образа),

 выступает как силуэт на  фоне эпохи,

 больше проявляя её характер, чем

 свой собственный»  

[2, С. 266]

 

1. Проблема  персональной истории каждого человека

 

Персональная история – новое направление исторической науки. Предметом исследования персональной истории является «… «история одной жизни» во всей уникальности  и полноте» [3, С. 8]. Примерами произведений персональной истории являются истории,  включенные   в  сборник   «Персональная история» («История жизни и внутренний мир Екатерины II»,  «Духовная биография и душевная жизнь К.Н. Батюшкова», «Судьба генерала И.Я. Пржибышевского» и другие) [5], а также истории, включенные  в  книгу «История через личность: историческая биография сегодня»  [6], о которых Л.П. Репина пишет: «В нашей «портретной галерее» нашлось место и для крупных исторических деятелей, и для лихих авантюристов, и для знаменитых писателей, и для образов святых» [3, С. 16].

Из этих примеров персональных историй   мы  можем судить с одной стороны  о творческих пристрастиях профессиональных историков, а  с другой стороны задать вопрос: а не слишком ли узок круг героев персональной истории?       

В последнее время обозначилась проблема выбора героя персональной истории.    Л.П. Репина  пишет о закономерном повороте интереса историков от «человека типичного» к  конкретному индивидууму [3, С. 7]. Д.М. Володихин отмечает: «…годится биография индивидуума любого калибра … лишь бы источники давали возможность по-настоящему глубоко заглянуть в его внутренний мир...» [7, С.259]. Ю. Л. Бессмертный  писал: «...на первом плане нашего поиска - конкретный человек, его индивидуальное поведение, его собственный выбор… …он интере­сует нас сам по себе…» [16, С. 23] (курсив мой. – Е.Б.).

Проблема выбора героя персональной истории порождает ряд вопросов.       Необходимо и возможно ли  такое расширение круга героев  персональной истории, при котором потенциальным героем персональной истории  может быть  каждый (любой,  конкретный) человек? Необходимо и возможно ли  создание массовой культуры, основанной на ценности персональной истории каждого человека? Необходимо и возможно ли   создание персональной истории каждого человека, живущего на Земле или недавно покинувшего  мир, как сверхзадачи персональной истории?

Совокупность этих взаимосвязанных вопросов, требующих решения, представляет собой проблему персональной истории каждого человека.

 

2. Персональная история, ее герои и историческое бессмертие  человека

 

Кому в настоящее время необходимы, кому предназначены произведения персональной истории? Д.М. Володихин,     рассматривая     проблему предназначения      персональной истории,    утверждает: «…персональную историю стоит рассчитывать на большую  аудиторию образованных людей, а не на горстку узких специалистов» [5, С. 260].

 Героями  произведений таких персональных историй становятся, прежде всего, избранные исторические личности. В отличие от произведений персональной истории избранных  исторических  личностей  произведения персональной истории каждого  (любого,  конкретного) человека предназначены   в  первую очередь и в основном    людям близким к  герою персональной истории  (сыну, дочери, внукам,  другим родственникам, друзьям, знакомым) и его  потомкам.

Произведение персональной истории  может стать  полноценным и надежным свидетельством пребывания  человека на Земле.  Исследуя кладбищенское дело, можно сделать вывод о том, что количество могил, являющихся подчас единственным  неутраченным свидетельством  пребывания человека на Земле, значительно меньше, чем количество людей, живших на Земле. Часто  не остается  фотографий человека или  остается  одна, две фотографии, на которых человека не могут опознать родственники. Таков сегодняшний уровень памяти о человеке. Можно сказать резче: уровень современной культуры таков, что одни люди, жившие на Земле,  не нужны другим людям, живущим на Земле. Огромное количество людей обречено на историческую смерть, не нашли и не найдут исторического бессмертия, «канут в лету».  Одновременно с пассивным отношением  к истории  прошедшей жизни   существует осознанное или неосознанное желание создать  и сохранить  эту историю  для себя, близких людей  и потомков ради познания прошедшей жизни и  исторического бессмертия близкого человека.

        Бессмертие – многозначное понятие [8, 15]. В рамках персональной истории каждого  человека  под  историческим  бессмертием   человека    будем понимать  одно из значений этого понятия, данное в «Философском энциклопедическом словаре»: «Бессмертие – … существование личности в сознании потомков» [8, С. 42].  Близкое по смыслу значение бессмертия даёт    и толковый словарь русского языка  Владимира Даля. Согласно  В.И.  Далю бессмертие есть  «…всегдашняя или продолжительная память о человеке на земле по заслугам или делам его…», а  «…делать бессмертным…» кого-то означает «…сохранять навсегда в памяти потомства» [15, С. 76].  Под  исторической смертью человека будем понимать конец исторической памяти о нём.

Персональная история каждого человека это   такое направление  исторической науки,  которое имеет своей целью  достижение  исторического бессмертия каждого (любого,  конкретного) человека  путем создания и сохранения истории его жизни.

 

3. На пути к  персональной истории каждого человека

 

 «Грандиозность задач и заведомая невозможность выполнения  такого проекта не может служить препятствием для тех, кто решился писать всеобщую  (мировую историю)» [2, С. 43]. Это мобилизующее к научному поиску изречение, но применительно к  персональной истории каждого человека, можно и нужно использовать для выявления реальных возможностей создания произведений персональной истории каждого человека.

 Рассмотрим ограничения, свойственные  в настоящее время  персональной истории  и влияющие на создание произведений персональной истории каждого человека.

Первое ограничение: персональные тексты. Л.П. Репина констатирует: «Основным исследовательским объектом персональной истории являются персональные тексты…» [3, С. 8]. Не является секретом, что современный человек всё более и более   утрачивает желание  излагать и передавать свои мысли в письменной форме. Утрачивается культура письма.  Но и ранее такие исследовательские объекты персональной истории как персональные тексты  были не слишком распространены. Л.П. Репина    делает       следующее       заключение:  «И все же в своих попытках восстановить внутренний мир индивида этого времени ученые вынуждены главным образом обращаться к немногочисленным представителям культурной элиты» [4, С. 61].

Путь преодоления первого ограничения на пути к созданию произведений персональной истории каждого человека  видится в расширении видов исследовательских объектов  персональной истории. В.М. Магидов в своем фундаментальном труде «Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания» справедливо утверждает:

 

«Стало давно аксиомой, что никакая человеческая фантазия, даже самая яркая и изобретательная, не в силах соперничать с под­линными КФД  (кинофотодокументами Е.Б.)… …Именно здесь выявляются самые сильные сто­роны этих документов как важных средств массовой коммуникации: убедительность, выразительность, доступность, документальность, способность фиксации подлинных событий и фактов, что опреде­ляет в совокупности их большое историческое и научное значение... …КФД рассматриваются… …в качестве полноценного источника информации…»  [10, C. 242].

 

 Рассуждения В.В.Магидова приобретают все возрастающую актуальность в современном обществе, что связано с революционными техническими достижениями, приведшими к   массовому распространению видеотехники, фототехники, аудиотехники, техники преобразования  видео, фото изображений,  аудиозаписей в электронную цифровую форму с возможностью компьютерной обработки цифровой информации с помощью специальных программ.  В результате личные архивы граждан России, содержащие видеофотоаудиодокументы,   растут с большой скоростью и вполне могут быть положены в основу произведений персональной истории.

 Второе ограничение: литературная форма произведений персональной истории. В настоящее время произведения персональной истории имеют литературную форму. Однако, как точно замечено в [2, С. 266], «Часто … исторический персонаж, лишённый своего голоса (и визуального образа),  выступает как силуэт на  фоне эпохи,  больше проявляя её характер, чем  свой собственный». Наделение героя  персональной истории визуальным образом  и голосом позволяет  создать  историю его жизни «…во всей уникальности  и полноте» [3, С. 8].  Что может быть ценнее для потомков и близких людей, чем видеть и слышать живого предка или близкого человека, окружающих его людей, видеть условия его жизни, слышать рассказ о его жизни?

Мы приходим к выводу, что персональная история  каждого  человека должна представлять собою  видеоисторию жизни  человека, т.е. такую историю, произведение которой  имеет не  литературную форму, а  форму видеоизображений, которые можно наблюдать на экране телевизора, монитора компьютера или на других экранах видеопросмотра и которые имеют звуковое сопровождение.

Используя суждение И.Л. Беленького, примененное им к биографии, можно сказать, что персональная история каждого человека «… как культурно-историческая  форма  заключает в себе единство науки и культуры» [11, С. 49].  Следует добавить, что это такая форма,  которая  соответствует современному уровню развития науки, техники и искусства и новым зарождающимся потребностям общества.

Третье ограничение: недостаточное количество историков для  создания персональной истории каждого человека. Обращаясь к первому эпиграфу к  настоящей работе, в котором говорится: «… мы возвращаемся… к судьбам отдельных людей, каждая из которых по определению  «индивидуальна» и «уникальна» – лишь бы нашелся историкжелающий эти индивидуальность  и уникальность выявить» [1, С. 11], обозначим проблему: где найти историка для каждого человека?

Путь преодоления третьего ограничения видится в превращении   каждого  человека в историка, создающего персональную историю  близкого ему  человека. Человек, создающий  персональную историю близкого  ему человека, обладает  наиболее сильными   мотивами   к  созданию истории,  имеет доступ к  архивным документам героя истории.         

Задача профессиональных историков видится в том, чтобы создать  систему взглядов, идей, убеждений, ценностей и установок для побуждения  к  созданию видеоистории жизни близкого человека,  указать непрофессиональному историку  пути и способы  создания и сохранения произведения видеоистории, предложить ему  систему операций, процедур, приемов нахождения и  установления  достоверности исторических  первоисточников. 

 

4. Содержание  персональной истории каждого человека

 

Л.П. Репина в работе [3]  рассматривает два направления исследований, результаты которых могут быть положены в основу создания  персональной истории. Она пишет:

 

«Между тем, именно разногласия по вопросу об отношении пер­сональной истории (или «новой биографической истории») к «исто­рии вообще» легли в основу формирования в отечественной историо­графии двух версий («социальной» и «экзистенциальной»), или платформ персональной истории, ориентирующихся на принципиально различные исследовательские стратегии. В рамках первого направления реконструкция личной жизни отдельных исторических индивидов рассматривается одновременно и как главная цель исследования, и как одна из необходимых предпосылок познания включавшего их исторического  социума (т. е. не только как личностная история, а шире — как история через личность)... …Вторая версия персональной  истории,  подчеркивая «автономию и самоценность исторической личности», ставит в центр внимания  изучение ее психологических характеристик и сознательно ограничивается  «несоциальными» видами  биографизма» [3, С. 12 - 13].

 

Основоположник  экзистенциальной  версии  персональной истории Д.М. Володихин   утверждает   ее положения  следующим образом:

 

«Фактически, исследование в рамках персональной истории, помимо технических особенностей, диктуемых самим характером материала и личным стилем историка, должно основываться на систематизации "ответов" источников при использовании вопросника примерно такого рода: как этот человек любил, творил, как он относился к трансценденции, какой смысл (способ, стиль) жизни он для себя избрал, и почему все сложилось именно так, а не иначе. Сколько раз он выбирал для себя основной жизненный смысл, насколько следовал своему выбору. Как, в итоге, он решал проблему адаптации к собственному небессмертию, и решил ли» [7, С. 259].

 

Каким же путем идти при создании персональной истории каждого  человека?

При выборе пути используем идеи,  изложенные  Л.П. Репиной  в работе [13]: «Именно люди, а не общество, порождают структуры и инициируют изменения, но их креативная деятельность и инициатива являются социально вынужденными. Согласно онтологии Ллойда "люди имеют действенную силу, а структуры – обуславливающую"…» [13, С. 348], то есть поступки человека ограничены  социальными структурами, например, структурами государства и  элементами общества,  в частности, отдельными личностями.  Совокупность этих ограничений   можно назвать внешним миром  человека в отличие внутреннего мира человека,  под которым понимается совокупность таких ограничений как нравственные принципы человека, стереотипы поведения, мировоззрение  человека.   Персональная история каждого человека должна отражать историю взаимоотношений  человека  с его внешним миром и историю формирования и развития его внутреннего мира.

Персональная история жизни человека представляет собой  множество историй, отражающих разные стороны такого  сложного многопланового  явления как человеческая жизнь. К этому  множеству можно отнести истории взаимоотношений с родителями,  братьями, сестрами, детьми, внуками и другими близкими людьми, историю отношения к предкам, истории взаимоотношений с  государственными,  общественными и политическими структурами, с другими сторонами внешнего мира,  истории формирования и изменения нравственных принципов человека,  стереотипов поведения, мировоззрения  человека,  других сторон  внутреннего мира человека.

Человек  ограничен биологической природой своего существования. Биологическая история человека является важной составляющей персональной истории каждого человека и может включать в себя такие сведения как дата рождения, вес, рост младенца, сведения о том, когда ребенок заговорил, когда сделал первые шаги, какими болезнями болел, как, став взрослым, относился к своему здоровью,  занимался ли спортом, физкультурой, курил ли, употреблял ли алкогольные напитки, какова была медицинская история его жизни, был ли он психически здоров.

Биологической особенностью человека является принадлежность  к виду «человек разумный». Поэтому  важной составляющей персональной истории каждого человека является интеллектуальная история человека, в которой может рассказываться о том, когда человек, будучи ребенком, нарисовал первый рисунок, научился читать, писать, работать на компьютере, какие способности проявил в школе, какие отметки получал, когда вбил первый гвоздь, когда пришил первую пуговицу. В интеллектуальной  истории человека  может рассказываться  о взрослых годах его жизни, о том, какое высшее или среднее учебное заведение он окончил или сразу выбрал рабочую профессию, насколько он был умелым в быту, построил ли дом, посадил ли яблоню, какие у него были увлечения. Составляющей частью интеллектуальной   истории человека могут являться его размышления о смысле жизни, о смысле своего существования, изложение  жизненного опыта и другие размышления, характеризующие его как  мыслящую личность.

Человек  существует благодаря окружающей его природе  и одновременно ограничен ею в своих поступках. История взаимоотношений человека с окружающей его  природой может рассказывать о  месте  рождения человека,  о  местах, в которых он проживал в течение жизни, об окружавшей его природе в местах проживания, о его отношении к природе, любил ли он животных, любил ли выращивать овощи и фрукты, любил ли путешествовать и какие города и страны он посетил, какие необычные явления природы он наблюдал, как относился к родине предков  и о многом другом.

Как произведение искусства персональная  видеоистория (видеоистория жизни человека)  является  документальным видеофильмом  (так как  трудно представить  игровой вариант видеофильма для каждого  человека) и должна подчиняться законам киноискусства. «Алан Розенталь – общепризнанный авторитет в области документального кино…» [12,  С. 4] настаивает «… на том, что драматический сюжет является основной составляющей документального фильма» [12,  С. 17]. Далее  Алан Розенталь  пишет:

 

«В основе хорошего документального фильма   лежит крепкий повествовательный стержень     и      история,  рассказанная          максимально     убедительно и драматично… …Мощный сюжет (по-видимому это сюжет истории, рассказанной  максимально убедительно и драматично Е.Б.) всегда  обладает силой обобщения, выходя за рамки одной личности…  …Захватывающий сюжет сразу переводит ваш фильм из категории «интересных» в категорию «незабываемых» [12,  С. 17].

 

Результат определяется твердостью  намерений создателя персональной  видеоистории, его жизненным опытом, его технической готовностью и обладанием историческими источниками.

 

5. Источники исторических знаний и архивы документов для персональной видеоистории  

 

Первоисточниками исторических знаний при создании персональной видеоистории  являются видеофотоаудиодокументы, тексты, устные истории, относящиеся к жизни героя персональной истории.  Источниками исторических знаний для создателей  видеоистории  являются также научные статьи и научные книги по истории, так или иначе связанные с героем видеоистории, его близкими людьми, предками или с эпохой, в которой они жили.

Источники исторических знаний отражают  историю событий.  История события возникает в тот момент времени, в который   это событие  происходит. Сохранение истории события в виде  документа, заархивированного для дальнейшего  использования, - дело рук и ума современников события. Как отмечалось выше, личные архивы граждан России, содержащие видеофотоаудиодокументы происходивших с ними событий,   растут с большой скоростью. Однако, для создания полноценной персональной видеоистории  недостаточно только личных архивов. Необходимо показать историю событий внешнего мира, связанных с   жизнью  героя видеоистории и  близких ему людей.

К сожалению,  создание исторических документов происходящих  во внешнем мире событий и архивов этих документов  не является  в настоящее время  предметом полномасштабной практической деятельности исторической и архивоведческой науки. В связи с этим следует обратить внимание на следующие соображения В. М. Магидова:

 

«Среди наиболее острых проблем, требующих постановки и специального обсуждения, следует назвать   следующие:

…обоснование и определение основ формирования документального фонда повседневной отечественной истории… …постановка перед государственными и ведомственными архивами вопроса о формировании кинофотозвуколетописи страны…» [10, С. 12 - 13].

 

Таким образом, проблема создания исторических документов происходящих событий и архивов этих документов   остается актуальной, но нерешенной и далекой от практической реализации.

На перечисленные проблемы накладываются исследовательские проблемы.

По этому поводу  В. М. Магидов  пишет:

 

«Во взглядах отечественных специалистов и исследователей в последние годы  наметились зачастую взаимоисключающие   точки зрения… …в первом случае комплектование рассматривалось как активное, сугубо прагматическое явление… Его цель – расширить  всеми возможными средствами и методами документальную базу архива, не упустив из виду наиболее крупные и интересные события и факты в жизни города или региона. Однако этот подход не может до конца быть оправданным в научном и практическом отношениях, поскольку главный вопрос о целенаправ­ленном характере этой работы, а также о содержательной и эстети­ческой ценности кинофотофонодокументального наследия в рамках Архивного фонда России остается нерешенным…   

…Сторонники противоположной точки зрения… …убеждены, что «инициативное кинофотофонодокументирование» не является вообще прерогативой архивных учреждений (как государ­ственных, так и негосударственных). Их основная задача – принять в надлежащие  сроки объем КФФД и ВФ (видеофонограммы. Е.Б.) от учрежде­ний, организаций, предприятий – источников комплектования и обеспечить их сохранность» (курсив мой. – Е.Б.)  [10, С. 16].

 

Одной из возможных целей «инициативного кинофотофонодокументирования»  может являться обеспечение создателя  персональной видеоистории  необходимыми для него историческими документами событий  внешнего мира. При этом будут конкретизироваться как задачи «инициативного кинофотофонодокументирования», так и задачи обеспечения  сохранности документов. Создатели  произведений персональной видеоистории выступят как потребители архивных документов, а архивные учреждения будут оказывать услуги  по предоставлению этих документов.

Совокупность архивных  документов, необходимая  для создания  произведений  видеоистории, должна  включать в себя документы общего назначения (для создания персональных историй различных людей)  и документы персонального назначения (связанные с  героем видеоистории, его близкими людьми и предками). Совокупность архивных  документов общего назначения должна включать в себя  документы событий мирового значения, событий, происходивших в стране, областях, городах, районах, селах, деревнях. Примером   документов общего назначения и одновременно происходящих событий являются видеодокументы, созданные в результате  видеосъемок различных участков местности страны, в областях, городах, районах, селах, деревнях. По  этим видеодокументам  можно проследить изменение условий жизни людей с течением времени в данной местности, в данном населенном пункте. Раздел исторической науки, направленный на создание и исследование видеодокументов, рассказывающих о конкретной местности и о  ее  изменениях во времени,  можно назвать визуальным историческим ландшафтоведением. Возможно, что эти видеодокументы в будущем будут приравнены  к историческим памятникам  и охраняться государством. Совокупность архивных  документов персонального назначения состоит из личных, государственных, ведомственных архивов, архивов местных органов власти, органов записи актов гражданского состояния и других  учреждений. Из этих архивов можно получить необходимые сведения об актах гражданского состояния и сведения генеалогического и биографического характера.

 

6. Создание видеоистории  жизни человека

 

Возникает  вопрос: насколько реально  в настоящее время  создать  видеоисторию  жизни человека?

Видеоистория  жизни человека в рамках  настоящей работы трактуется как  форма персональной истории каждого  человека и  должна обладать следующим основными свойствами:

героем видеоистории   может быть  любой, конкретный   человек,

цель создания  видеоистории             состоит в      том,   чтобы обеспечить  историческое бессмертие герою видеоистории,

видеоистория  предназначена   в  первую очередь и в основном    людям близким к  герою видеоистории и потомкам,

видеоисторию  создает рядовой  человек близкий к герою видеоистории, который  и является  историком его  жизни,

технология   создания     видеоистории       есть      технология      создания документального видеофильма, которая должна быть приспособлена для массового использования людьми.

Для  проверки  практической реализуемости видеоистории человека проведен эксперимент. Создатель видеоистории  обладал следующими качествами, приведенными в табл.1. 

 

Табл.1. Качества создателя видеоистории  (документального видеофильма)

 

Качества до начала создания видеофильма

Качества, приобретенные во время создания видеофильма

Владел компьютером только в объеме работы с текстами в формате Word

Овладел компьютерной программой  для создания видеофильмов  Ulead MediaStudioPro 7.0 , применение которой подробно описано в  [14]

Не владел практикой работы с видеокамерой

С помощью рекомендаций, данных в [14] осуществил выбор цифровой видеокамеры, овладел практикой работы  с видеокамерой

Не владел практикой оцифровки старых видеозаписей с аналоговых видеокамер

Овладел практикой оцифровки старых видеозаписей с аналоговых видеокамер с помощью рекомендаций, данных в [14]

Не владел  практикой создания DVD – видеодисков

Овладел практикой создания практикой создания DVD – видеодисков с помощью рекомендаций, данных в [14]

Не владел  практикой нанесения изображений на DVD – диски с помощью фотопринтера

Овладел  практикой нанесения изображений на DVD – диски с помощью фотопринтера

Не являлся профессиональным историком

Не стал профессиональным историком

Имел сильный   мотив к созданию видеоистории

Самостоятельно создал видеоисторию в виде документального видеофильма, реализовав свои желания

 

В результате эксперимента создан документальный  видеофильм под названием «История жизни моей матери» в трех цифровых форматах, предназначенных  для размещения видеофильма в  памяти компьютера,   на магнитной ленте и  на DVD-диске. Воспроизводить видеофильм можно либо  на мониторе компьютера, либо на экране телевизора.

Видеофильм  «История жизни моей матери» состоит из двух  серий общей продолжительностью  около 2 часов и обладает всеми атрибутами  документального  видеофильма:

динамичными заставками в начале  и конце фильма,

видео и фотоизображениями  событий,

звуковым сопровождением видеозаписей;

дикторским, текстовым и музыкальным сопровождением,

видео и звуковыми эффектами.

Как произведение истории видеофильм  «История жизни моей матери» содержит:

воспоминания, написанные героиней  фильма,

видеозаписи и          фотографии героини фильма и окружающих ее близких людей,

видео интервью близких людей,

рассказ о предках матери,

видеозаписи и      фотографии мест,    где героиня фильма родилась,  жила  училась, работала,

видеозаписи и фотографии мест, где родились, жили,  учились, работали предки материи,  ее близкие люди,

документальные видеосъемки и фотографии общественно значимых событий удаленного прошлого, повлиявшие на жизнь героини фильма,

рассказ об отношении героини фильма к различным людям   и  событиям, о  ее поведении в различных ситуациях.

Как произведение искусства  видеофильм  «История жизни моей матери» является драматическим произведением, вызывающим  глубокие переживания у близких людей и явную эстетическую реакцию у посторонних зрителей.

DVD-диск имеет название «История жизни моей матери», оформлен на современном уровне (рис 1).

 

                                                       

Рис 1. DVD-диск «История жизни моей матери»

 

Создано 20 экземпляров видеофильма (в виде DVD-дисков), которые розданы ближайшим родственникам и друзьям героини фильма для просмотра, хранения и передачи своим потомкам.

Описанный выше эксперимент подтверждает реальность самостоятельного  создания персональной  видеоистории  в виде документального видеофильма  человеком со средними способностями, то есть человеком, обладающим качествами, описанными в табл.1.,  главным из которых является наличие    сильного     мотива  к  созданию  видеоистории.

  

             7. Перспективы развития персональной истории каждого человека

 

 Ближайшая перспектива развития персональной истории каждого человека состоит в расширении  круга   героев и круга создателей видеоисторий, в увеличении количества артефактов в виде произведений этих видеоисторий.  Для реализации ближайшей перспективы  есть все предпосылки. Об этом можно судить по тому факту, что только в России эксплуатируется 15 миллионов персональных компьютеров и  имеется соответствующее количество пользователей этих компьютеров, каждый из которых может являться потенциальным создателем видеоистории.

 Среднесрочная  перспектива развития персональной истории каждого человека видится в возникновении новой культурной формы, основанной на ценности персональной истории каждого человека. Если эта  культурная (культурно-историческая) форма  в процессе своего существования и развития породит новые и сохранит старые  артефакты, подобные описанному выше  видеофильму «История жизни моей матери», породит более совершенные технологии по сравнению с технологией, описанной в таблице 1, то у нее есть  перспектива стать исторической традицией общества, традицией создавать и сохранять  произведения персональной истории.  Совершенствование технологии в среднесрочной перспективе видится, прежде всего, в разработке теоретических вопросов  персональной истории каждого человека, методов, методик создания и способов хранения артефактов, в расширении доступности исторических первоисточников и архивных документов.  Культурная форма, основанная на ценности персональной истории каждого человека, должна приобрести массовый характер.  В этой культурной форме понятие массы отличается от понятия массы, принятой в культурологии. А.В. Костина в своей работе «Массовая культура как феномен постиндустриального общества» пишет: «Масса сегодня – это совокупность деперсонализированных индивидов, объединенная не участием в той или иной деятельности, а общностью потребляемой продукции…, а также единством картины мира и системы ценностей» [9, С. 19]. Таким образом, сегодня масса – это масса потребителей. В культурной форме, основанной на ценности персональной истории каждого человека, масса – это масса созидателей, объединенная  технологией   создания и сохранения артефактов,  другой картиной мира и другой системой ценностей. 

  Отдаленная перспектива  развития персональной истории каждого человека состоит в полном охвате общества культурной формой, основанной на ценности персональной истории каждого человека. Должен быть совершен переход от персональной истории каждого человека, принадлежащего  к определенному,  ограниченному кругу людей, к  персональной истории каждого человека, живущего на Земле или недавно покинувшего  мир. Этот переход можно рассматривать как сверхзадачу персональной истории. Нетрудно предсказать, что  возможности и экономическая доступность техники для создания и хранения видеоистории каждого человека Земли не будут иметь ограничений через сто, тысячу, десять тысяч лет. Но для того, чтобы новая культурная форма доминировала в культурном пространстве будущего,  необходимы существенные культурные  преобразования в обществе.  Представляется, что главную роль в этих преобразованиях должна сыграть историческая наука, которая должна быть не только наукой о прошлом, но и должна стать наукой о  новой культурной форме,  основанной на ценности персональной истории каждого человека.

 

Список литературы

1.От редакции//Казус: Индивидуальное и уникальное в истории –2003/Вып. 5. Под ред. М. Бойцова и И. Данилевского. М.: ОГИ, 2003. С. 8 -12.

2.Зверева В. В., Парамонова М. Ю., Репина Л. П. История исторического знания. Пособие для вузов. М.: Дрофа, 2004. 288 с

3.Репина Л. П. Вместо  Предисловия: личность и общество, или История в биографиях// История через личность: историческая биография сегодня / Ред. Л. П. Репина. М.: Кругъ, 2005. С. 5 - 16.

4.Репина Л. П. От "истории одной жизни" к "персональной истории" // История через личность: историческая биография сегодня / Ред. Л. П. Репина. М.: Кругъ, 2005. С. 55 - 74.

5.Персональная история / Составитель Д.М.  Володихин – М.: Мануфактура, 1999. – 336 с.

6.История через личность: историческая биография сегодня / Под редакцией  Л. П. Репиной. – М.: Кругъ, 2005. – 720с.

7.Володихин Д.М.  Экзистенциальный биографизм в истории //Информационный бюллетень Ассоциации "История и
компьютер", № 24, июль 1999.

8.Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 576с.

9.Костина А.В. «Массовая культура как феномен постиндустриального общества». – М.: КомКнига, 2006. – 352 с.

10.Магидов В. М. Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания. М.: Российск. гос. Гуманит. ун – т, 2005. – 394c.

11.Беленький И.Л. Биография  и биографика в отечественной культурно-исторической традиции // История через личность: историческая биография сегодня / Ред. Л. П. Репина. М.: Кругъ, 2005. С. 37 - 54.

12.Алан Розенталь. Создание кино и видеофильмов как увлекательный бизнес. – М.: Издательство ТРИУМФ; г. Жуковский: Издательство ЭРА, 2000. – 352с.

13.Репина Л. П. Персональные тексты и "новая биографическая история": от индивидуального опыта к социальной памяти // Сотворение Истории. Человек – Память – Текст. Казань: Изд-во КГУ, 2001. С.344 - 360.

14.С.М. Блохнин, Ф.А. Резников. Быстро и легко. Цифровые видеокамеры, видеомонтаж и фабрика видеодисков дома: Ulead MediaStudioPro 7.0: Учебное пособ. – М.: Лучшие книги, 2003. –576 с.

15. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка/В.И. Даль. – М.: Эксмо, 2006 – 896с.

16.Бессмертный Ю.Л. Метод // Человек в мире чувств. Очерки по истории частной жизни в Европе и некоторых странах Азии до начала нового времени // Под ред. Ю. Л.  Бессмертного. М., 2000. – С.23

                                                                         

 17 сентября 2007 года

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

 

 

 

Hosted by uCoz